«Не останавливаться, учиться, работать на результат»

Вот уже более 40 лет этого девиза придерживается учитель математики Починковской средней школы Елена Серафимовна Напалкова, каждый день ставя перед собой новые педагогические задачи и с успехом их решая. Такой характер у нее с детства, а вся ее жизнь тесно связана с малой родиной.

Она родилась в Починках в мае 1963 года в обычной трудовой семье. Отец Серафим Александрович Илюшечкин работал начальником гаража на КС-25, мама Антонина Ивановна – экономистом на Починковском хлебозаводе (есть младший брат Александр – он тоже живет в Починках, работает начальником цеха в ЛПУМГ). В родном селе для Елены и начался ее путь к профессии учителя. Она рассказывает:

— Учиться я начала в Конезаводской начальной школе, которую, к сожалению, в этом году закрыли. Первой моей учительницей была Екатерина Викторовна Корнева – человек ответственный, умудренный жизненным опытом, она многому нас научила. Три класса во многом благодаря ей я прошла быстро и без трудностей, после продолжила учебу в Починковской восьмилетней школе.

Учителю математики Татьяне Ивановне Рябовой, учителю русского языка Екатерине Ивановне Рязанцевой, замечательной супружеской чете учителей-фронтовиков Евгению Александровичу и Ольге Александровне Морозовым – всем им и другим учителям огромное спасибо за науку и терпение.

В 9-10 классах средней школы математику преподавали Галина Петровна Трянина и Ольга Ивановна Корчагина, за моими успехами зорко следил классный руководитель и учитель физики Евгений Викторович Поликарпов. Можно сказать, что они заложили во мне тот педагогический фундамент, который впоследствии стал для меня жизнеопределяющим.

Когда я в 1980 году окончила школу с золотой медалью, то раздумий, куда пойти учиться дальше, у меня не возникало – перед глазами стоял пример учителей, да и родители так или иначе с точными науками были связаны. Я поступила на механико-математический факультет Горьковского государственного университета им. Н. И. Лобачевского, успешно окончив обучение через пять лет.

В то время в университетах началось такое явление, как «свободный диплом» – это когда мы, молодые специалисты, должны были сами искать себе работу. Мне очень хотелось быть поближе к дому, и я решила найти ее в Починках. В итоге с 1985 года устроилась учителем математики в Шагаевской школе, а спустя пять лет перешла сюда, в Починковскую среднюю.

Очень мне помог освоиться тогда на первом месте работы директор Дмитрий Филиппович Кондаков, рассказал, что трудно, что легко. Но все равно свой первый школьный рабочий день я не забуду. Думала, с младших классов начну, а мне сразу девятый дали. Вхожу в класс, гляжу по сторонам и… пугаюсь. Стало не по себе. Пятнадцать взрослых учеников, и все на меня смотрят внимательно. Особенно один здоровый парень. «Ну, — думаю, — этот точно озорник и хулиган». Однако эти первые впечатления были обманчивыми. Ребята оказались хорошими, многие при выпуске медалистами стали. Один из них, Владимир Никонов, сейчас работает преподавателем в Мордовском госуниверситете.

Да и родители моих тогдашних учеников были людьми вежливыми, понимающими, без претензий к учителям. Некоторые современные родители совсем другие – не знают они, чего от них и детей хотят в школе, порой не понимают правил и требований. А правила очень просты. Например, у меня есть принцип: любимчиков нет, ко всем отношусь одинаково, что заслужил, то и получил. Кто-то скажет: «Слишком строго». Но иначе никак.

С другой стороны, я прекрасно понимаю, что всех детей в равной степени обучить моему предмету невозможно, не у каждого ребенка есть математический потенциал. Бывают дети, которые хотят учиться лучше, но не могут.

За последнее время сталкиваюсь с такой проблемой: ученик, способный добиться больших результатов, не хочет их достигать. Обиднее всего, когда видишь, как перестает учиться умный человек. Таких детей мне жалко. Они, как правило, только ближе к окончанию школы начинают понимать, что «поезд ушел». Был у меня один ученик из таких. «Не бросай, учись, — говорила я ему. — У тебя талант». Он не бросал, учился, но лишь на «4», хотя мог и на «5». А потом, когда 11 класс остался позади, сказал мне: «Зря я вас не послушал, Елена Серафимовна. Я бы школу окончил с медалью, а так аттестат и несколько четверок». Вот вам пример отсутствия старания.

Мы, учителя, как можем боремся с этим «недугом» учеников, благо, что коллектив у нас сильный, дружный, сплоченный, всегда готов к новым вызовам времени, а таковых хватает…

В нелегком, но почетном труде учителя Елена Серафимовна всегда находит поддержку родных и близких, семьи. А семья у Елены Серафимовы педагогическая. С мужем Василием Викторовичем Напалковым героиня нашего рассказа познакомилась еще в Шагаевской школе, где он преподавал технологию. По стопам родителей пошел старший сын Сергей – кандидат педагогических наук, преподаватель Арзамасского пединститута. Сын Алексей тоже с педагогическим образованием, хотя и занимается частным предпринимательством. В Починковскую школу, где работает бабушка Лена, ходят внучки Алина и Юля.

Огород, чтение книг, вязание, отдых на природе – много увлечений у Елены Серафимовны Напалковой, но главное – ее профессия:       

— Что лично для меня  быть учителем? Не останавливаться, учиться, работать на результат. И еще помнить, что педагог – это не просто профессия, а жизненное призвание. На работу я хожу с удовольствием. Не представляю себе, как могу без нее обойтись, уйти на пенсию, сидеть дома. Мне кажется, что дети нам дают прилив бодрости и сил, замедляют старость. Ну а мы, учителя, взамен дарим им свои знания и опыт. Для любого педагога показатель его труда – это вчерашние повзрослевшие школьники. Если они стали достойными людьми и гражданами своей страны, то наши старания не напрасны. Я и мои коллеги помним об этом всегда.

Сергей БУТКО. Фото автора.